Главная / Родители и дети / Детские проблемы / Самооценка старших дошкольников

Самооценка старших дошкольников

Возраст пять-шесть лет, который принято называть старшим дошкольным, – подготовительный этап перехода от детсадовского детства к школе. Если до школы у деток основное занятие – игра, то в школе станет учение. Полностью сменится распорядок, уклад. Психика наша всегда адаптируется к меняющимся условиям. До школы дети социализируются не только в реальном мире (общаются, ходят с мамой в магазин или банк и т.д.), но и отыгрывают роли в игре. Поэтому игра называется «ролевая». А в школе им постепенно придётся столкнуться с обычной жизнью вне игр.7

Самооценка старших дошкольников

В семь лет случится кризис. Психика из-за смены ведущего вида деятельности станет неустойчивой, подвижной, появятся сложности с волей, а настроение будет изменчивым. Параллельно происходит много позитивных перемен: детки научаются общаться, контактировать с людьми в обществе, а не в вымышленном мире игры.6

Особенности самооценки старших дошколят:

  1. К концу шести лет завершается становление важных, можно сказать фундаментальных качеств человека: целеустремлённости, инициативы, самооценки.
  2. Всё дошкольное детство у детей — «период всемогущества». Посему самооценка слегка завышена. Это норма. Именно такое отношение к себе поможет пережить кризис поступления в школу, справиться с новым видом деятельности. Адекватная самооценка школьника проходит становление на базе слегка завышенной самооценки дошкольника. В 6 лет дети привыкли играть, и там они могут оценить себя. В школе они начинают тянуться к знаниям. 4
  3. Там уже немного другие требования, до сих пор незнакомые. При наличии попыток к самоанализу и анализу ситуации завышенная самооценка дает успех, активность, желание исследовать мир. А в будущем поможет сформировать нормальный взгляд на себя.
  4. Слишком низкая самооценка у детей старших групп детсада и младших классов школы встречается очень редко. И если ребёнок слишком застенчив, оценивает себя как худшего, постоянно сравнивает себя с другими — это очень тревожный сигнал. Он свидетельствует о проблемах у малыша, чаще всего с отношениями в семье.
  5. Самооценка старших дошкольников напрямую влияет на уровень самооценки младших школьников. Даёт основу для полноценного развития, становление личности. Необходимо чтобы она соответствовала возрасту – была немного выше. Детки должны радоваться результатам своих трудов. Рассказывать с восторгом о том, что у них получается. И немного расстраиваться, если что-то не получилось.5

Развитие самооценки и в дошкольном возрасте

Как формируется самооценка?

Развитие самооценки в дошкольном возрасте происходит под воздействием взрослых, в первую очередь, родителей. Мама и папа, воспитатели детского сада и кружков, близкие родственники помогают своим детям, направляют и складывают их представление о себе. Это очень тонкий момент, когда важно каждое слово и действие.

Изначально ребёнок бездумно присваивает себе оценки папы и мамы: если они говорят, то это чистая правда. Он воспринимает всё на веру и только как полярности – только положительный или плохой. Родители сказали, что ребёнок делает не так, значит, школьник решает, что это он не такой как надо, нехороший. Это подрывает его уверенность в себе, инициативность притормаживается.3

Дальше роль начинают играть требования взрослых – слишком завышенные, слишком простые или же по возрасту. Влияет и то, сравнивают ли ребёнка с другими детками.

Если ребёнку постоянно указывают задачи, которые он не может выполнить, критикуют его (иногда из благих намерений – пускай растёт и развивается), никогда не хвалят, постоянно сравнивают с другими детьми («Ну посмотри, Ваня как хорошо прыгает, а ты что», или «Дети не плачут, а ты плакса, с тобой гулять никто не будет»), то развивается неправильное заниженное отношение к себе.

Завышенная самооценка формируется из-за некритичного отношения к ребёнку (ребёнка постоянно хвалят, чтобы он ни сделал, причём часто автоматически). И если у ребёнка бедный социальный опыт: живёт изолированно, не пересекается с другими детьми, или же, наоборот, общается только в садовской группе и не участвует в социальной жизни вне группы. Может также быть «защитная» завышенная самооценка: если взрослые постоянно давят, критикуют, то, чтобы защитить свою психику, ребёнок перестаёт слышать и воспринимать критику.Еще интересная статья на тему: Народные традиции в воспитании детей дошкольников1

Адекватная самооценка школьника

На формирование адекватной самооценки влияют постоянные эмоциональные отношения с ребёнком. Дошкольный период – период творчества. Если взрослый делает всё для того, чтобы малыш мог проявлять себя в игре со сверстниками и самостоятельных играх (очень важно для рефлексии), если ребёнок может беспрепятственно творить всё, что хочет и как хочет, а не делать по заданному образцу, если взрослый соблюдает баланс в своих оценках (иногда говорит «молодец», иногда просто отмечает сделанное без любых оценок, а иногда говорит, что можно исправить, но не критикует при этом), то в будущем у малыша сформируется нормальная самооценка.

Читайте также:

Поделки на год Обезьяны своими руками для школьников

В школе обижают одноклассники

Приметы перед экзаменом для школьников

Речевые ошибки детей дошкольного возраста

Линейка в школе

О Людмила Агапова

Семейный психолог. Мама троих детей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*