Первый опыт общения происходит у ребенка еще в детском саду. К четырем годам у него формируется новая модель взаимосвязи с окружающими детьми, именно такой она остается до шести лет. Ведущей сущностью общения между детьми в среднем и дошкольном возрасте является конструктивная совместная работа. При подобном общении, дети занимаются общей деятельностью, согласовывают собственные поступки и прислушиваются к своему компаньону, стараясь достичь нужных результатов. Подобного рода взаимосвязь в психологии принято называть партнерством или сотрудничеством. Необходимость совместной работы с детьми одного возраста становится важным аспектом в общении.
Психология детского общения со сверстниками
Также на этом этапе можно выделить потребность ребенка в высокой оценке среди сверстников. В дальнейшем, существенным прогрессом является приумножение доброжелательности и стремление к взаимопомощи друг другу. Естественно, остается небольшая доля соперничества и борьбы в отношениях детей. Зачастую в контакте более взрослых дошкольников возникает способность замечать в партнере не только поведение и поступки, но также его намерения, выбор и настроение. Дети уже достаточно смело рассказывают о себе, задают соответствующие вопросы своим сверстникам, чем они занимались, где были, что видели, чего им хочется и т. д.
Проблемы детей в общении со сверстниками
С различными трудностями в контакте между детьми одного возраста приходиться сталкиваться родителям. Так, например:
- У ребенка совершенно нет приятелей.
- Есть один-единственный товарищ, без которого не с кем даже поиграть.
- Страх перед другими детьми, никогда не начинает разговор первым.
- Угнетает остальных, держит только собственную точку зрения, тем самым отпугивая от себя сверстников.
- Покорно исполняет любые пожелания других детей.
- Имеет некоторые отличия от остальных ребят (ребенок не здоров, старше или младше по возрасту).
- Плохое речевое развитие (непонимание о чем говорит ребенок) поэтому возникает нежелание совместных занятий и игр.
- Особенно важный человечек не стремится к общению с ним.
- Другие сверстники не уделяют ему достаточно времени и внимания.
- В таком случае некоторые ребятишки начинают искать индивидуальное решение своей проблемы. Но обычно такой вариант не приводит к должному результату, а только обостряет ситуацию.
- Старается больше времени проводить за играми в одиночестве.
- Безучастно ждет приглашения в игру.
- Становится «нападающим».
- Отдает предпочтение в игре только маленьким.
- Играет только с детьми старшими по возрасту.
- Раздает свои игрушки и вещи, зовет всех остальных в гости.
Каждый ребенок, который с большим трудом завязывает непривычные знакомства, дружеские отношения и избегает открытого общения, зачастую имеют некоторые отличия — это неумение защитить самого себя и довольно агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Им сложно демонстрировать свою активность, начинать разговор первыми, а также находится в длительных дружеских отношениях.
Советы, как научить ребенка общаться со сверстниками
Главной миссией родителей является помощь своему ребенку в преодолении этого барьера недопонимания и отстраненности. У подростков особенно сложный период в жизни, подробнее читайте по ссылке: Стресс у подростков: причины
Вот некоторые рекомендации, как оказать влияние на своего ребенка.
- Ни в коем случае ребенка не нужно ставить в один ряд с собой, так как в жизни произошли большие изменения.
- Необходимо учить свое дитя знакомиться. Большой интерес у малышей вызывает домашний кукольный театр или простое общение с игрушками, надетыми на пальцы. Нужно показать, как можно познакомиться, представить себя, поздороваться и попрощаться.
- Возможно, ребенок имеет какие-то внешние отличия от других. Стоит придумать, как объяснить своему малышу, что именно это и делает его особенным.
- Совсем необязательно для начального уровня общения находить именно сверстников, так как многие дети, наоборот, выбирают в собеседники старших или младших по возрасту детей.
- Стихи, сказки, мультфильмы о дружбе — это очень хорошие помощники в такой ситуации.
- Если в гостях оказываются люди с маленькими детьми, то желательно не предоставлять их самим себе. Необходимо уделить больше времени на знакомство, проконтролировать и если нужно, то поддержать.
- Также можно обратить внимание гостей на интересующие занятия и увлечения своего ребенка и дать ему возможность показать себя.
- Необходимо напоминать ребенку о его друзьях, так как малыши достаточно быстро забывают своих знакомых.
- Если ребенок не посещает детский сад, нужно найти именно такие игры, где особая внимательность уделяется общению и совместному времяпрепровождению.
И, наконец, если ребенку нужен хороший товарищ, мама или папа также могут являться замечательными друзьями. Контакта со сверстниками, конечно, это не заменит, но и не будет бесполезным.
Читайте также:
Половое воспитание детей в школе
Профилактика интернет зависимости у подростков